Патриотическое воспитание учащихся в условиях реализации ФГОС
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России и «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»). Классный руководитель является важным звеном, объединяющим семью и школу в единое целое, задает тон формированию социально-активной личности, развитию духовных ценностей личности.
Одной из целей стратегии развития является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека являются значимыми аспектами воспитания подрастающего поколения. Создание и проведение мероприятий, которые заинтересуют учащихся, и при этом, будут соответствовать стратегии (создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей) является задачей классного руководителя.
Исходя из нормативных документов всероссийского, регионального и муниципального уровней, классный руководитель может выделить следующие приоритетные направления в своей работе:
патриотическое воспитание, которое формирует
- гражданскую позицию;
- патриотическое сознание;
- национальное самосознание;
- любовь и уважение к истории семьи, города, Отечества;
гражданское образование и воспитание, которое формирует
- гражданина России, способного отстаивать ее интересы;
- проектирует индивидуальную траекторию развития и самосовершенствования личности;
- толерантное поведение,
- условия социализации полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества;
- потребности быть самостоятельной и ответственной личностью;
- аналитические компетенции и критическое мышление школьников;
духовно-нравственное развитие и воспитание, которое создает условия для:
- развития самосознания,
- формирования моральных качеств, установок в соответствии с нормами и традициями жизни общества,
- формирования и развития системы духовно-нравственных знаний и ценностей,
- формирования у воспитанников традиционных, национальных и моральных ценностей семьи.
Основной целью классного руководителя, как тьютора патриотического, духовно-нравственного воспитания является создание условий для развития духовно-нравственных патриотических качеств и компетентностей школьников, для их активного участия в общественной жизни класса, школы, города, страны.
В ходе реализации мероприятий, учитывая психологические и физиологические возрастные особенности обучающихся, вырабатываются ключевые компетенции воспитанников. Среди них:
В плане самостоятельной познавательной деятельности:
· понимание необходимости уважения культурного и исторического прошлого России, её традиций;
· проявление интереса к изучению истории Отечества;
· проявление положительного эмоционально-ценностного отношения к государственной, а особенно, военной службе;
· проявление уважения к законности;
· расширение индивидуального опыта отношений к окружающему миру, другим людям, самому себе; наличие интереса ко всему новому;
· самовыражение в различных видах познавательной деятельности.
В социально-трудовой сфере:
· умение соотнести процесс и результаты труда, оценить затраченное время и усилия;
· восприятие деятельности своей и окружающих как трудовой деятельности, направленной на решение определенных, общественно значимых задач;
· воспитание уважения к труду, человеку труда.
В коммуникативной сфере:
· овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками ;
· общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира;
· умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, взаимодействовать со сверстниками, взрослыми;
· умение сформулировать свою позицию по вопросу, связанному с изученным направлением, доступно для понимания другими учащимися;
· умение слушать и понимать позицию другого, применять полученные им результаты.
В культурно-досуговой сфере:
· укрепление привычки культурного поведения через активное участие школьников в празднично-игровых и экскурсионных программах, посещение музеев, выставок и театров.
В гражданско-правовой сфере:
· начальное определение гражданской позиции, социально-политической ориентации;
· положительная тенденция нравственного развития;
· становление предпосылок готовности к самоуправлению своим поведением и деятельностью;
· духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом;
· формирование психологической и интеллектуальной готовности к профессиональному и личностному самоопределению.
Приоритетными внеурочными формами работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию являются:
· экскурсии;
· концерты;
· дискуссии;
· конференции;
· соревнования;
· театрализация;
· игровые занятия.
Сегодня много говорят о возрождении патриотического воспитания детей и молодежи. И это правильно, только человек, знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи, гордящийся славой своих предков, переживающий за периоды горечи и позора своей страны, может быть истинным гражданином, способным взять на себя груз ответственности за Россию сегодня.
Важно, чтобы патриотическое воспитание молодежи осуществлялось на здоровой почве, не превращаясь в упрощенную и политизированную схему.
Особое место в этом процессе занимает изучение истории Великой Отечественной войны, а также изучение истории своей малой родины, своей семьи.
Ко Дню Победы ученики моего класса сняли и смонтировали видео
Акция "Бессмертный полк"
Блокадный Ленинград
27 января – особая дата в истории нашей страны. 27 января 1944 года была прорвана блокада Ленинграда, которая продолжалась 900 долгих дней и ночей. В конце января в нашей школе проводятся мероприятия и классные часы на тему "Блокадный Ленинград". Обучающимся демонстрируются презентации о блокаде Ленинграда и видеоролики «Ленинград – ужасы блокады», которые познакомили ребят с историей блокады, пробудили в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период Великой Отечественной войны.
День Защитников Отечества
На мероприятии ко Дню Защитников Отечества наш класс представлял "Спецназ".
Тимуровская работа
В нашей школе тимуровская работа ведется уже много лет. Ведется систематически, а главное с желанием. Ребята постоянно участвуют в акциях, посвященных памятным датам отечественной истории, осуществляют шефство над пожилыми людьми, ветеранами войны и труда, ветеранам тыла, которые нуждаются в помощи. Польза от этого обоюдная: и ветеранам внимание, и школьники имеют возможность обогащать себя знаниями. Несомненно, на сегодняшний день деятельность «Новых тимуровцев» необходима и значима. В этом успели убедиться и педагоги, и дети, и ветераны. У каждого класса есть свои подшефные ветераны. Вот и сегодня наш 7А класс во главе с классным руководителем Аликаевой И.В. посетил Сухоеву Нину Николаевну, которая всю жизнь проработала воспитателем в детском саду "Солнышко". Мальчики оказали помощь при очистке снега со двора, а девочки доставили воду с ближайшего колодца.Нина Николаевна обрадовалась (ведь пожилым людям нужна не только помощь,но и внимание), поблагодарила нас и пожелала нам здоровья и успехов в учебе.